Правовое просвещение и воспитание учащихся
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Наиболее актуальными в просветительской работе с учащимися являются следующие задачи:
создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
формирование высокой нравственной культуры;
формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
профилактика правонарушений.
Проведение работы по правовому просвещению учащихся возможно при выстраивании грамотной многоуровневой системы правового образования, использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.
В соответствии с основной целью правового просвещения учащихся в качестве основных направлений можно определить просветительское (образовательное), патриотическое, профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.
Эти направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время: на уроках, лекциях и семинарах, производственной практике, в индивидуальной работе учителей с учениками, кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:
информационную — расширяет осведомленность учащихся в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа к получению правовой информации;
разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в правовых вопросах;
идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие интересы социальных общностей и групп;
гражданского воспитания — прививает любовь к Родине;
консультативную — распространяет функциональные юридические знания, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Правовое просвещение учащихся — задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.
К условиям реализации правового просвещения в школе, колледже, техникуме можно отнести:
ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
оптимальное планирование воспитательной работы в подразделениях образовательных учреждений;
эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;
включение показателей участия педагогов в воспитании учащихся в оценку их деятельности в период аттестации;
опору на творческую активность учащихся.